Сага о героях.
Рекомендована тем, кто интересуется историей казачества
...И продолжалась битва большая. И чернело поле от пролитой крови. Не на жизнь, а на смерть дрались храбрые воины с вражеской армией. Преданные союзниками, они остались без Предводителя, которого взяли в плен. Уже в десятый раз всходило солнце, а осада продолжалась. И силы были неравными. И начали отступать храбрые воины. И положили буйные головы на том поле. И остался Последний Воин. По грудь в болоте, он один отчаянно дрался с вражеской армией. И длились часа, а взять последнего воина не могли. И тело его пробили 14 пуль, и в руках у него была лишь коса. И поражен смелостью смельчака, воевода вражеского войска решил даровать ему жизнь, но Последний Воин не захотел принимать такой милости... С тех пор прошли века. А на месте поля, где шла битва великая, теперь заповедник, который хранит память о храбрых воинах.
Среди почитателей истории украинского казачества, этот небольшой городок, расположенный на Волыни, очень известное и популярное место. Он включен практически во все туристические маршруты этой местности. Почему так? Потому что именно здесь почти четыреста лет назад состоялась знаменитая Берестецкая битва. Место, которое напоминает о трагическом эпизоде украинской истории, о битве украинских казаков с поляками.
Эти живописные леса и луга были настоящими свидетелями тех событий. Побывав здесь, можно прочувствовать объединение прошлого и настоящего. Величественный мемориал, музей, в котором настоящее оружие, вещи и черепа казаков, найденные на месте сражения, большой памятник с мужественными лицами - все это неимоверно вдохновляет, дает возможность почувствовать силу наших предков.
Исторические события
Город Берестечко расположен на юго-востоке Луцкого района Волынской области. Первые данные о нем датируются 1445 годом, как о селе Берестки. Название, очевидно, происходит от берестяных лесов, растущих вокруг.
В те годы оно принадлежало боярскому роду Боговитиных. Население села тогда было достаточно разнообразно. Здесь были и мещане, и перекупщики, и ремесленники, и крестьяне. Основной деятельностью местного населения было сельское хозяйство. В 1544 году князь из рода Пронских С-Ф.Г. Пронский женился на дочери Михаила Богуша Федоре и получил вместе с женой село Берестки в приданое. После получения в 1547 году магдебургского права, Берестечко стало городом. Это очень сильно повлияло на его развитие. Здесь быстро начала расти численность населения, проводились большие ярмарки, на которых продавались и местные товары, и зарубежные.
В конце XVI в. все господствующее население начало отходить от православия и принимать католичество. В 1580 году городом стал править луцкий староста Александр, который был сыном Пронского. После поездки в Рим, он также принял католичество.
Следующие данные о городе датированы серединой XVII в. Тогда Богдан Хмельницкий начал освободительную войну, которую украинцы восприняли с большим энтузиазмом. После заключения Зборовского договора в 1649 году, по которому казачество получило самоуправление в пределах Речи Посполитой, он начал вызывать немалый страх у поляков. Потому что влияние на украинские территории со стороны Польского королевства значительно ослаблялись. Особое возмущение вызвало увеличение казачьих войск на прилегающих территориях и активизация православия.
Военное наступление началось, когда поляки, нарушив условия Зборовского мира, спланировали новое наступление на казаков в феврале 1651. В то время положение Хмельницкого было достаточно нестабильное. Украинский народ был против союза гетмана с татарами, но он считал, что без татарской поддержки ему не справиться. Гетманщина и Крымское ханство были вассалами Османской империи, поэтому в вопросах помощи они должны были обращаться к султану. Хмельницкий отправил послов к султану Османской империи Мехмеду IV, после чего султан отдал приказ Крымском хану Ислам-Гирею III о помощи казацкому войску в войне. Татары согласились, но такая не добровольная помощь стала роковой для казацкой армии.
В апреле 1651 польский король Ян II Казимир получил от Папы Римского меч флаг, а вместе с ними благословение на борьбу за католическую веру. После этого король вместе со 120-тысячным войском спланировал наступление и уже в мае окружил город Берестечко, который находился на грани Галичины и Волыни и имел важное стратегическое значение.
В мае 1651 Хмельницкий со стотысячным войском расположился возле города Збараж в ожидании Крымского хана. Это ожидание было на пользу полякам, потому что у них появилось время собрать силы и продумать наступление.
Задержка татарского войска лишила гетмана возможности продумать четкий план. Между тем, поляки решили провести наступление через Дубно и Сокаль, из-за чего Хмельницкому пришлось расположить свои войска в направлении Берестечка. Кроме того, неопределенность дальнейшего наступления вызывала упадок боевого духа армии. Крымский хан с тридцатитысячным конным войском прибыл в Берестечко только в начале июня. Тогда гетман незамедлительно отправился в поход.
В то же время, польское войско отправилось в город Дубно, и по дороге получило известие о наступлении украинцев. Войско вернулось в Берестечко и расположило свои лагеря в 2 км от берегов р. Стырь. Утром между татарской и польской конницей состоялись первые схватки. Это послужило началом Берестецкой битвы.
На следующий день развернулся более ожесточенный бой. Тогда крымский хан выступил с войском на холмы над Берестечком, а польское войско направило все свои силы непосредственно на лагерь казаков. Однако это наступление для поляков оказалось неудачным, потому что казаки напали на них с фланга. В результате ожесточенных боев около 7000 поляков были убиты. Такое поражение на второй день битвы поразила короля Яна II Казимира. Поэтому он всю следующую ночь составлял стратегические планы нового наступления. Утром польское войско было выстроено по новейшей немецкой технологии, по которой создавался эффект гораздо большего войска, чем оно было на самом деле.
В тот день неожиданно в ходе битвы бежит крымский хан Ислам-Гирей. Дни боев совпали с мусульманским праздником Курбан-Байрам, когда по обычаю любые военные действия запрещены. Поэтому татары считали карой Божьей большие потери на поле боя. Последней каплей стало пушечное ядро, которое разорвалось у самых ног хана и убило его коня. Татарское войско восприняло это за плохой знак, и они побежали, оставляя даже тела погибших, что совсем не характерно для мусульманских обычаев. Из-за предательства татар левый фланг казацкого войска остался обнаженным, и польская армия, быстро заняв татарские позиции, прижала казацкое войско к болотистой реке Пляшевке. Положение украинцев стало критическим.
На самом деле достоверно неизвестно, крымский хан действительно испугался плохих знаков, или спланировал побег заранее, так как был подкуплен поляками, но этот поступок очень деморализовал украинскую сторону. Более того, ночью Б. Хмельницкий бросился вдогонку за ханом, чтобы уговорить его вернуться, но и сам, по неизвестным причинам, не вернулся в лагерь. Есть версия, что гетман таки догнал хана Ислам-Гирея и уговорил оказать помощь казацкой армии. Но хан не сдержал своего слова и пленил гетмана на 10 дней.
Казацкое войско, которое и так находилось в ужасном положении, осталось еще и без командующего. Росло недоверие между старшиной и низами. Было принято решение избрать нового гетмана, им стал Иван Богун.
Поляки, воспользовавшись раздором в казацком войске, постепенно начали сжимать кольцо окружения вокруг них, перебросив ближе тяжелую артиллерию. Постоянные обстрелы наносили существенный вред казацкому лагерю. Гетман вместе с военной старшиной приняли решение об отводе войск. Для этого нужно было построить несколько мостов. Чтобы запрудить болота казаки не жалели ничего. В строительство шли повозки, военная артиллерия, продовольственные бочки, одежда. Отвод войска прошел очень удачно, казакам удалось отвести многотысячное войско и вывезти пушки.
Но из-за плохой организации, в лагере началась паника, и казацкие полки ринулись к переправам. Мосты не выдержали и многие утонули. Польские же войска, узнав, что Богун отвел артиллерию, ворвались в казацкий лагерь, где осталось всего 300 казаков. Они и приняли на себя основной удар врага. Все они погибли. Оставался только один, раненный 14 пулями, но невероятно храбрый и сильный. У него не было никакого оружия, поэтому он в течение трех часов отбивался от врага косой. Когда же польский король предложил ему жизнь, при условии, что казак сдастся в плен, то он ответил, что достойно погибнуть гораздо важнее, чем остаться в живых. После этого он был убит копьем.
Общие потери казацкого войска составляли почти 30 000 человек. Практически все погибшие были воинами казацко-крестьянского войска. Потому что регулярное казачье войско было отведено под командованием Богуна.
История заповедника
Идея сооружения мемориального комплекса возникла у архимандрита Почаевской лавры Виталия. Прихожане не раз рассказывали ему, что находят на своих полях и огородах казацкое оружие и кости. Прибыв в Берестечко и встретившись с местными жителями, его идея только окрепла. Монахи Почаевской лавры начали собирать пожертвования. Так в 1909 году на острове Журавлиха появился большой дубовый крест. А в 1910 году началось строительство храма и большой кирпичной стены, которая должна была окружить периметр всего острова, символизируя земляной вал, которым казаки окружали свой лагерь.
В 1912 году на остров перенесли Михайловскую церковь, построенную еще в XVII в. Здесь, 250 лет назад, перед битвой молился сам Богдан Хмельницкий. А около нее был построен архиерейский домик, в который переселилась часть монахов Почаевской лавры. Завершили строительство Свято-Георгиевского храма в 1914 году. Этот храм по истине уникальное сооружение, которое не имеет ни одного аналога в мире. Он был спроектирован в стиле казацкого барокко, двумя архитекторами В. Максимовым и А. Щусевым. Неожиданным решением авторов стало возведение трех иконостасов. Основной иконостас - «Георгиевский», расположенный снаружи храма, подземный иконостас - «Параскевы Пятницы», расположен в подземной часовне и балконный - «Бориса и Глеба», расположенный на хорах внутри храма. Все иконостасы расположены друг над другом, что является уникальным решением в церковной архитектуре. Еще одной особенностью храма является то, что его расписывал известный художник Иван Ижакевич. Он расписал и наружный иконостас, и картины, которые украшали ниши на заборе, окружающем остров. Из подземной часовни, расположенной под храмом проложен подземный ход, ведущий в Михайловскую церковь.
Сейчас Георгиевский храм относится к Свято-Георгиевскому мужскому монастырю. А в подземной часовне-усыпальнице покоятся многочисленные останки погибших казаков.
После польской оккупации в 1919 г. все подземные ходы были замурованы. Поляки запрещали чтить память казаков. Но храм продолжал работать. Только в 1939 году, когда эти территории были включены в УССР, входы в подземелья вновь открыли. Но с началом войны эти подземелья служили бомбоубежищем для местного населения. Люди прятались здесь от обстрелов немецкой армии.
В 1957 году монастырь был закрыт. В храме обустроили колхоз, а в архиерейском домике зернохранилище. Затем здесь была свиноферма. В 1960 году в помещениях храма разместили инфекционную больницу. Лишь в 1966 году территория была передана Ровенском краеведческому музею. Тогда же и начал свою деятельность музей-заповедник под названием «Казацкие могилы». Все находки тогда были размещены в кельях монастыря. В 1970 году археологическая группа под руководством И. Свешникова, начала грандиозные исследования местности возле села Пляшева. В результате исследований было найдено большое количество вещей, которые пополнили экспозицию музея.
В 1991 году музей получил статус «государственного» и был переименован в Государственный историко-мемориальный заповедник «Поле Берестецкой битвы». В честь этого первым президентом Украины здесь был открыт величественный бронзовый монумент, посвященный погибшим героям Берестецкой битвы. С того же времени было возобновлено богослужение в Георгиевском соборе. А с 2002 года возобновилась деятельность Свято-Георгиевского мужского монастыря.
В 2008 году заповедник получил статус «национального». Тогда же экспозиция музея была полностью переоформлена и пополнена новыми экспонатами. Кроме вещей и оружия казаков, сюда добавились ремесленные инструменты древних времен, вооружение и вещи солдат Первой и Второй мировых войн и военных Украинской повстанческой армии.
Экспозиция музея
Вход в музей-заповедник проложен через мост над рекой Пляшевкой. Большая кирпичная стена окружает весь остров, напоминая, что именно так казаки окружили свой лагерь от врага земляным валом. Впереди красивые кованые ворота, через которые открывается вид на Свято-Георгиевский храм. На территории заповедника, слева от храма стоит Михайловская церковь, которую перенесли сюда и воссоздали по первоначальному плану. Вместе с храмом они создают уникальный архитектурный ансамбль.
Между церковью и храмом проложен подземный ход, который ведет к казацкой гробнице. Поэтому попасть в нее можно как с Михайловской церкви, так и с Георгиевского храма. Гробница-усыпальница представляет собой большую пустотелую колонну, которая полностью заполнена казацкими костями и черепами.
Около Михайловской церкви расположен архиерейский домик, на первом этаже которого живут монахи, а на втором - работает музей. Экспозиция музея состоит из семи залов. В первом зале хранятся исторические материалы о подготовке к битве, планы казацкой армии, строительство лагеря. Во втором зале размещена диорама, воспроизводящая атаку войска Яремы Вишневецкого на казаков в первые дни Берестецкой битвы. В третьем зале стоят витрины, заполненные образцами оружия. Здесь есть боеприпасы, сабли, мушкеты, копья, боевые косы, пистолеты и прочее. Также здесь можно увидеть, найденные при раскопках вещи и оружие польской армии. В четвертом зале можно увидеть состав казацкой армии, кто входил в казацко-крестьянские войска, а кто служил в казачьих. В этом зале можно сравнить оружие и вещи крестьянских казаков с рядовыми и знатными, служившими в армии Хмельницкого. Также здесь много бытовых вещей: портреты казаков, посуда, канцелярские принадлежности, предметы одежды, игральные кости, курительные трубки и тому подобное. В других залах изложены события самой Берестецкой битвы и истории Украины XVII-XVIII вв. Сейчас экспозиция музея насчитывает около 1000 экспонатов.
От Георгиевского храма проходит длинная аллея, обсаженная молодыми дубами, которая ведет к монументальному памятнику погибшим казакам и крестьянам-повстанцам. Этот памятник был открыт в 1991 году. Разработка была поручена известному скульптору и художнику Украины - Анатолию Кусту. Мастер долго подбирал лучшее решение, так как главной задачей монумента было вливание в ансамбль монастырских зданий. Памятник отражает, как бок о бок сражались казаки и крестьяне.
На переднем плане памятника стоит запорожский казак, справа позади - реестровый казак, а слева позади - казак-крестьянин. Между запорожским и реестровым казаком прячется мальчик, который символизирует будущее. Интересным фактом является то, что скульптор на саблях запорожского и реестрового казаков изобразил трезубцы, как символ украинского государства. За что памятник долгое время не был одобрен и сотрудники обкома КПУ требовали, чтобы мастер убрал этот националистический знак. Благодаря тому, что Анатолию Кусту удалось отстоять свое творение, этот памятник является первым в Украине, на котором появился символ славы и воли нашего независимого государства.
Рядом с комплексом расположены и другие исторические места.
- - остров Гаек, где казаки вступили в последнюю битву с войском Речи Посполитой;
- - Казакова яма - небольшое озерцо посреди болота, из которого на деревянной лодке отважно сражался последний казак;
- - Урочище Монастырщина - песчаный холм, поросший молодыми соснами. Здесь на поляне стоят два каменных креста, на одном из которых видно высеченную дату - 1651. Местные крестьяне похоронили здесь тела погибших в битве казаков;
- - Урочище Казацкая Переправа - место, на котором казаки строили мосты, не жалея ни вещей, ни оружия. Именно здесь удачно была отведена основная часть Запорожского войска. Это место представляет собой объект многолетних археологических исследований;
- - Урочище в поселке Остров, где изначально была построена Михайловская церковь.
Как доехать
Добраться до казацких могил не сложно. В село Пляшева курсирует много междугородних автобусов и поездов. Прямые автобусы идут из Киева, Львова, Луцка, Ровно. Если ехать поездом, то лучше доехать до Ровно, Львова или Луцка, а дальше проехать автобусом до самого села.
Также сюда можно доехать на своем авто. Из Львова надо ехать по трассе М06 до села Малые Подлески, где по той же трассе повернуть направо. Далее ехать в город Буск и свернуть налево на трассу Т-1806, которая приведет в город Берестечко. Из Киева надо будет ехать по трассе М06 до Житомира, далее по ней же через Новоград-Волынский до города Ровно. Проехав насквозь через весь город, свернуть налево на трассу Т-1806, которая ведет прямо в Берестечко.
Резюме
Недалеко от села Пляшева сохранилось замечательное место, где много лет назад произошла драматическая битва армии Богдана Хмельницкого с польскими войсками. Это место вряд ли когда-нибудь потеряет интерес среди туристов. Наоборот, каждый год сюда приезжает все больше и больше людей.
«Казацкие могилы» - уникальное место, где можно сполна ощутить трагедию и бессмертную силу воли украинского народа. Сейчас эта местность территориально принадлежит Украине и здесь звучит украинская речь. Это все большой вклад наших предков, это победа казацкой армии.
Действующие лица:
Битва великая. - Битва под Берестечком в 1651 году. Считается крупнейшей за всю национально-освободительную войну. До XIX века Берестецкая битва оставалась самой массовой в истории Европы.
Поле - битва происходила между селами Остров и Пляшева на Ровенщине.
храбрые Воины - Войско Запорожское.
вражеская Армия - армия Речи Посполитой.
Союзники - крымскотатарское войско.
Предводитель - гетман Украины Богдан Хмельницкий.
Уже в десятый раз всходило солнце - Берестецкая битва продолжалась на протяжении почти двух недель. В определенный момент казаки расположились лагерем на берегу реки Пляшевка. Они были неприступны, ведь хорошо владели огнестрельным оружием. Осада длилась почти 10 дней.
Положили буйные головы - по разным подсчетам, под Берестечком погибли по 100 тысяч воинов с обеих сторон.
Последний Воин - сотник Нечитайло.
Длились часы - казак дрался на протяжении трех часов.
Воевода вражеского войска - король Речи Посполитой Ян Казимир II.
Прошли века - в 2011 году исполнилось 360 лет с тех пор, как произошла Берестецкая битва. По этому случаю на Ровенщине исторические реконструкторы из разных уголков Украины и из-за границы воссоздали эпизод битвы.
Заповедник - Национальный историко-меморильный заповедник «Поле Берестецкой битвы». Его посетители и сейчас могут увидеть Михайловскую церковь, в которой перед битвой с польской армией в 1651 году молился Богдан Хмельницкий, побывать на экскурсии в музее Берестецкой битвы и посетить храм-мавзолей - Гергиевскую церковь.
Адрес:
35511, Радивиловский район, с.Пляшева